Карпинские и волчанские юнкоры объединения «Акулы пера» посетили в Карпинском городском музее Северную ART-Галерею. Пригласила в Галерею и путешествие по выставке «Сага о Северном Урале» Елена ГОНЧАРОВА – координатор и автор проекта, журналист и издатель.
Сразу удивил бывший выставочный зал музея, насколько он стал современным и ярким. Все словно оказались в другом измерении. Что дальше? Экскурсия в мир творчества – это как полёт на звездоплане к незнакомым планетам. Хотя почему незнакомым? Лев Вейберт, Надежда Никулина, Леонид Телицын, Михаил Дистергефт, Александр Бурак – все эти художники жили или часто бывали в Карпинске. Интересно? Конечно. А если ещё есть человек, который их знал лично, – это вообще удача. Оказалось, что картина «Голубые стрекозы» Надежды Никулиной получила своё название благодаря юной журналистке Елене Гончаровой, тогда – Кирилловой, работавшей в местной газете.
Всего экспозиция включает в себя 100 работ 12-ти художников. Многие картины посвящены жизни Карпинска, например, серия работ «Ушедшая Атлантида» – в них история и индустриальная мощь угледобычи в наших двух городах.
Визитной карточкой проекта являются офорты и линогравюры Льва Вейберта, в которых каждый узнаёт родные места и находит что-то волнующее, таинственное и могущественное.
После экскурсии юные корреспонденты задали вопросы Елене Ивановне. Интересовала история создания проекта, и не только.
Юлия ШМАЮН:
Скажите, пожалуйста, с чего, с какой отправной точки началось создание Галереи?
Е.И. ГОНЧАРОВА:
«С истории, которую можно было бы назвать личной. В начале 2006 года Лев Павлович Вейберт подарил мне несколько экземпляров своего только что изданного альбома. Через 10 лет я открыла последний, волею случая задержавшийся у меня на книжной полке, и увидела на обратной стороне обложки надпись: «Дорогой и любимой Лене от старого друга Льва Вейберта на добрую память. Вспоминай Карпинск. 28.01.2006 г.». Не буду пересказывать монолог в свой адрес, Льва Павловича уже давно не было в живых.
Весной 2016-го по каким-то делам побывала в Карпинске и попутно выяснилось: имена Льва Вейберта и Надежды Никулиной – устроителей художественной жизни города 50-70-х прошлого, не такого уж далёкого века, когда Карпинск практически стал уральским Монмартром с традиционными вернисажами и бесконечными вылазками именитых художников в горы «на этюды», – никто не помнит. Именно тогда родилась идея возвращения в город утраченного им творческого и культурного художественного наследия».
Юлия ШМАЮН:
Как вам удалось создать команду такого непростого проекта?
Е.И. ГОНЧАРОВА:
«Когда человек пытается достичь достаточно высокой и понятной людям цели, у него всегда появляются единомышленники. Среди тех, кто поддержал проект, – известный архитектор Наталья Лаукарт, она выполнила дизайн-проект помещения, где сегодня располагается ART-галерея, группа высококлассных художников-реставраторов занималась восстановлением картин, мастерицы из Екатеринбурга озаботились пошивом штор. Сегодня в Галерее проводятся экскурсии, посетители заполняют анкеты, которые затем изучают социологи Уральского федерального университета из Екатеринбурга, работает Сувенирная лавка «Поляна художников». Команда проекта всё время прибывает новыми участниками».
Дамир АСКАРОВ:
Сталкивались ли вы с трудностями в ходе реализации проекта?
Е.И. ГОНЧАРОВА:
«Непростым было формирование фонда Галереи. Поиск работ – это и авантюрный роман, и скучная канцелярская работа по подготовке разных запросов, и детектив, в котором можно долго идти по следу и… никуда не прийти. В целом – галеристы, музейщики, частные коллекционеры – пусть не сразу, но шли на контакты, сознавая значимость происходящего на северной территории».
Валерия ВОРОНЧИХИНА:
Есть ли среди представленных работ ваша самая любимая? И если есть, то почему она вам нравится?
Е.И. ГОНЧАРОВА:
«Здесь, как и с детьми, разве можно любить кого-то больше? Потрясающих работ в Галерее много, а дома у меня хранятся картины Льва Павловича Вейберта».
Милослава ИВАНОВА:
На что бы вы посоветовали обратить внимание молодёжи и подросткам в арт-галереях?
Е.И. ГОНЧАРОВА:
«На самом деле здесь многое зависит от экскурсовода, его восприятия мира и от того, чем увлекаются дети. Традиционно считается, что подростки предпочитают интерактивные экскурсии. …Попробуем вместе организовать. Можно, например, начать с картины «Лоси» Геннадия Райшева. Лоси были тотемными животными вогулов, которые жили на этой территории. А теперь перейдём к работе Антона Шкурко, на которой изображён боевой лось с косатым богатырём-вогулом. Уж не Конжак ли это, в честь которого названа гора на горизонте Карпинска? Ну как, игра удаётся? …Главное – за внешним эффектом не упустить глубинный смысл».
Екатерина ДРУГОВА:
Расскажите, пожалуйста, как долго вы в журналистике? С какими СМИ вы сотрудничали? О чём писали?
Е.И. ГОНЧАРОВА:
«В журналистике я с 8 класса. Первое, что я написала, это были эссе на тему природы. К моему потрясению, это опубликовали в газете. Когда у меня уже был паспорт, получила свой первый гонорар. После школы был журфак. А дальше – работа в различных средствах массовой информации. В том числе в областной молодёжке «На смену!», из которой вышло много талантливых журналистов. Потом началась работа в СМИ, которые я создавала сама. Среди них был даже русско-немецкий журнал «КомпаньонЪ» с переводами в Германии. Лучшая газета, которую я когда-либо делала, называлась «Сибирский Драйв», награждена Национальной туристской премией Юрия Сенкевича. Распространение: Югра, Урал, Москва. Темы: путешествия, туризм, охота, рыбалка, экстрим. Взаимодействовали даже с пресс-службой Президента России и регулярно отправляли туда выпущенные номера газеты».
Анна ГОРЯЙНОВА:
А как долго велась работа над проектом?
Е.И. ГОНЧАРОВА:
«Всё началось в том самом 2016-м с идеи сохранить на Северном Урале память о его лучшем художнике – Льве Вейберте. Постепенно она переросла в более масштабный проект, который получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив в 2022 году. Пока проект не завершён. Реализуется он «от нуля под ключ». От ремонта и реконструкции выставочного зала до выпуска презентационного альбома «Сага о Северном Урале». Это ещё впереди.
Мария РУДИЙ:
Как вы думаете, почему художники бывают несправедливо забыты на своей малой родине, но хорошо известны в других регионах?
Е.И. ГОНЧАРОВА:
«Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Можно красиво назвать это философией потерь. А можно проще – беспамятством или бескультурьем. Что интересно, слова вроде бы разные, а приставка одна, и звучит она устрашающе – «бес». Так и хочется сказать «чур меня». …Забывая и утрачивая многие вещи, мы должны знать, что культурное наследие – это точка опоры или как эстафетная палочка, которая не должна теряться, а передаваться от поколения к поколению. …А вы как считаете?».
Данис ЗАРИПОВ:
Галерея останется в этом зале надолго?
Е.И. ГОНЧАРОВА:
«В Галерею вложено много финансовых средств, времени, творческих и физических сил – это очевидно. Но есть ещё нечто – атмосфера Галереи и Выставки, в которую десятки и сотни людей, причастных к проекту, внесли большой заряд любви. Надеюсь, что они будут работать в этом зале на постоянной основе».
После небольшой пресс-конференции мы заполнили анкеты и обзавелись значками, приобретёнными в Сувенирной лавке «Поляна художников». В Галерее нам понравилось. Советуем всем там побывать и вдохновиться творчеством уральских художников. Приглашаем «Акул пера» из других северных городов!
Анна ГОРЯЙНОВА, Мария РУДИЙ.
Фото: Юлия Шмаюн, а также предоставлены Еленой Гончаровой.