В эти сентябрьские дни проводился ремонт дымовой трубы котельной №13. Высота объекта – 80 метров. Работать на такой высоте могут только люди со специальной подготовкой. А профессия называется «промышленные альпинисты». С одним из специалистов, работавших на высотном объекте, удалось побеседовать. Промышленный альпинист Игорь Бернадский в своей профессии уже 15 лет.
– Ваша профессия в наших краях достаточно редкая, а судя по характеру выполняемой работы, достаточно опасная, адреналиновая.
– Я промышленных альпинистов встречаю достаточно часто, поэтому для меня они не редкость.
– Как вы решили им стать?
– Наверное, это семейное. Мои родители – альпинисты-скалолазы, я в 4 года полез на скалу в первый раз, а в 20 лет впервые «завесился» и стал работать.
– Чем вас привлекает высота?
– Во-первых, мне нравится быть вдали от всякого шума, а там, на высоте, я сам по себе, это уединённая работа. Во-вторых, в ней есть свой «дзен» – залезть наверх смотреть сверху на город, машины. Время наедине с собой. Я живу в Екатеринбурге. Побывал там, наверное, уже на двухстах разных крышах. Со всех точек на город посмотрел.
– Можно сказать, что вы отлично знаете, как выглядит город сверху.
– Да. Вниз спускаешься – и город выглядит как-то непривычно.
– Какую работу вы выполняли здесь, в Карпинске?
– Верхушку трубы «размыло» дождями, атмосферой. Образовались сквозные дыры. Мы обкладывали оголовок трубы по кругу крутым раствором – «Тиксотропик» называется (готовый к применению материал в виде сухой смеси, созданный на основе высокопрочного цемента, фракционированного песка и специальной добавки, при смешивании с водой образует нерасслаивающуюся бетонную смесь, обладающую тиксотропными свойствами, что позволяет её использовать на вертикальных и потолочных поверхностях без опалубки; в затвердевшем состоянии представляет собой высокопрочный бетон, устойчивый к истиранию, обладает высокой адгезией к стали и бетону, имеет высокий показатель по морозостойкости и водонепроницаемости. – Прим. ред.), дыры заделывали. На трубу ушло почти 3 тонны цемента. В одном мешке – 25 кг. Мы их подняли на 75 метров высоты с помощью лебёдки, сама труба – 80 метров высотой. Наверху замешивали раствор и закладывали дыры. Кстати, мы ещё и воду поднимали для раствора, это, наверное, ещё полтонны.
– Вы работали здесь 10 дней…
– Да. Сегодня мы на объекте работаем последний день. Мы делали «вешалку» такую, чтобы к ней крепить лебёдку, и вот самый финальный штрих был – спилить её болгаркой и спустить вниз.
– Получается, что специалисту вашей профессии надо быть еще и строителем, а иначе как вы сможете выполнять работу, не обладая нужными навыками?
– Всему можно научиться, раствор замешивать и штукатурить поверхности – тоже.
– Вы сказали, что занимаетесь своей работой уже 15 лет, у вас накоплен немалый опыт. На каких объектах приходилось работать? Были ли какие-то запомнившиеся случаи?
– Был случай, когда на одном из зданий Екатеринбурга образовалась огромная сосулька, наверное, весом в несколько сотен килограммов. Она нависала над стеклянной крышей. Нам надо было её аккуратно засверлить ледобуром, подвесить на верёвке и аккуратно спустить вниз в сторону от крыши. Чаще всего приходится работать на зданиях высотой 80-100 метров. Вот смотрите: 30-этажный дом – это примерно 100 метров высоты. Самая максимальная высота, на которой довелось работать, это 32-33-й этаж. Работаю в основном в Екатеринбурге и по области, в основном это трубы каких-либо промышленных объектов, или как здесь – котельная, а также вышки, в Екатеринбурге занимаемся тем, что моем окна в высотных зданиях. Какая-то работа более силовая, какая-то – более аккуратная. Каждый предпочитает своё. Мне больше нравятся такие аккуратные работы, где надо фантазию проявить, чтобы выполнить её.
– Чтобы работать на высоте, нужна специальная подготовка, допуск?
– Обязательно. Надо пройти обучение, получить «корочку», дальше по разрядам классифицироваться.
– Плюс ещё надо обладать какими-то волевыми качествами?
– Навыки вырабатываются в процессе. Промышленный альпинист – это универсальный высотный строитель, который занимается разными видами работ на большой высоте, всему, чему надо, можно научиться в процессе.
– Вы используете специальное оборудование?
– Конечно. В первую очередь верёвки, которые могут выдержать большой вес. Затем страховочная система, «сидушка», спусковое устройство, зажимы, карабины, перчатки… Чтобы работать на высоте в 100 метров, нужно 200 метров верёвки, их две – основная и страховочная. На основной – спусковое устройство, на страховочной – страховочное.
– Навык работы на высоте тренируется или это природные данные?
– Всё тренируется. От природы должна быть какая-то ловкость у человека, чтобы он не боялся высоты, не цепенел при виде высоты.
– Как вы в себе это мужество воспитали?
– В моём случае это, видимо, врождённое. Мой отец – альпинист, мама – тренер по скалолазанию. С детства я с ними по всему Уралу походами – пешими, лыжными, водными…