Как уже было сказано, в настоящее время разрабатываются различные планы действий, в том числе предусмотрен сценарий и для самого неблагоприятного развития событий. Будем надеяться, что вводить такой план в действие не придётся.
Помощь же пациентам, у которых будет определяться коронавирус, окажут в инфекционном отделении Карпинской ЦГБ. Напомним, что в соседних городах – Краснотурьинске и Волчанске – таковых отделений в больницах нет. А вот наша является межмуниципальным центром по инфекционному профилю.
Готова ли больница принять пациентов? Есть ли необходимый запас лекарств и средств защиты? Как уже сейчас оказывается помощь людям, вступившим в контакт с теми, у кого подозревается инфекция? Обо всём этом беседуем с представителями горбольницы.
– На случай чрезвычайной ситуации и большого поступления больных на нашей территории будут развёрнуты дополнительные реанимационные койки – на базе дневного стационара женской консультации (бывшего гинекологического отделения). У нас там есть отдельный вход, кислородная разводка, есть свободные аппараты ИВЛ, которые мы можем там установить, – рассказывает главный врач Карпинской ЦГБ Евгений Штах.
Евгений Владимирович уточняет, что в ЦГБ 10 аппаратов искусственной вентиляции лёгких: 6 из них установлены в палатах, ещё четыре – резервные. В больнице имеются кислородные концентраторы, откашливатели, противовирусные препараты, запас масок, так называемые противочумные костюмы, дезинфекционные средства в достаточном количестве (полугодовой запас в обычных условиях работы медучреждения), бахилы, респираторы и т.д.
Больница подготовилась к приёму больных (в случае необходимости).
– Освободили первый этаж инфекционного отделения, – говорит заведующая отделением Эльмира Рафиковна Зайнетдинова. – Сейчас там размещаются лица, вступившие в контакт с теми, у кого подозревается заболевание. У двоих человек анализы отрицательные, они здоровы и уже выписаны из отделения. Продолжают наблюдаться четыре человека, прибывшие из Таиланда.
С момента выявления новой коронавирусной инфекции и принятых в связи с этим мерах повышенной безопасности в Карпинской ЦГБ наблюдались четверо граждан Китая, мужчина, побывавший в Таиланде, и те шестеро, о которых сведения обнародованы в последнее время. Карпинцев среди этих граждан не было.
Не можем не поинтересоваться у врача-инфекциониста, нужно ли всем обязательно носить маски, защищают ли они от заражения.
– Недавно читала рекомендации ВОЗ, что здоровому человеку маску носить не нужно, – говорит Эльмира Рафиковна. – Постоянное ношение маски ни к чему хорошему не приводит.
– Нужно соблюдать правила личной гигиены, – даёт рекомендацию Евгений Владимирович. – Заражаемся мы тогда, когда самостоятельно заносим вирус – трогаем лицо или нос, трём глаза. Если руки чистые – риск минимизируется.
Также врачи советуют обильное питьё, фрукты, ягоды и овощи, содержащие витамин С, для профилактики – аскорбиновая кислота. Скупать противовирусные препараты в аптеках не нужно, можно применять «Гриппферон», эти капли (при соблюдении инструкции по применению или после консультации с врачом) можно использовать и детям, и даже беременным женщинам.
Сейчас карпинская больница, как и многие другие медучреждения области, работает «на неотложку» (оказание непосредственной помощи пациентам), отменены плановые операции, медосмотры и профосмотры и т.д. Пока руководство ЦГБ удерживает уровень заработной платы персоналу, но долгий «простой» может сказаться на финансовом положении: раз больница не оказывает услуги, то и не зарабатывает.
На этом не слишком оптимистичном фоне есть и очень радостная новость – в больнице в лучшую сторону изменилась ситуация с кадрами.
– Благодаря действию программы по привлечению медицинских кадров (миллион рублей) и той поддержке, которую решил оказать город (ещё один миллион рублей), к нам люди поехали. В прошлом году к нам прибыли терапевты и педиатры, узкие специалисты. Две недели назад приняли на работу хирурга, – рассказывает Евгений Штах. – Острого кадрового дефицита сейчас нет.
– А кто из специалистов по-прежнему необходим нашей медицине?
– Заведующий хирургическим отделением, отличный… Эльмире Рафиковне с удовольствием бы взяли в отделение специалиста-инфекциониста. Есть предварительная договорённость с врачом из Петербурга, посмотрим. Инфекционистов у нас должно быть много, тем более у нас достаточно большое количество коек.
Как уточнил главный врач, сейчас в Карпинске полный штат хирургов, анестезиологов, два гинеколога, два инфекциониста, терапевтов – весь профиль, педиатры есть (летом планируется приезд ещё двух врачей). Но и количество специалистов-стажистов достаточно большое, требуются врачи, которые придут им на смену. И важно «закрепить» их здесь. Напомним, что доктор, претендующий на меры поддержки от государства, должен отработать на месте не менее 5 лет.
Напомним, что в рамках реализации регионального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» нацпроекта «Здравоохранение» свердловские больницы продолжают привлекать молодых специалистов, особенно в маленькие населённые пункты. На территории Свердловской области для поддержания медицинских кадров, работающих в маленьких городах с населением до 50 тысяч человек, действует государственные программа «Земский доктор», по условиям которой можно получить компенсационную выплату. «Обеспечение качественной и доступной медицинской помощи возможно только при отсутствии кадрового дефицита. Сейчас многое делается для привлечения молодёжи к работе в районных больницах, и эта работа будет продолжена», – отметил министр здравоохранения Свердловской области Андрей Цветков.
Сказано!
Эльмира Зайнетдинова,
заведующая инфекционным отделением ЦГБ, врач-инфекционист с 8-летним стажем:
– Главное – не паниковать!
Защитный костюм инфекциониста: 10 минут на облачение
Именно столько – 10-15 минут времени – требуется врачу-инфекционисту, чтобы облачиться в защитный костюм. Надевает его врач с помощью медсестёр, самостоятельно такой не надеть. В комплект входят: защитные очки, перчатки, респиратор, высокие бахилы, брюки, нарукавники на манжетах, шапочка, халат и фартук. Такое обмундирование нужно, чтобы войти в изолированный бокс, где находятся больные с опасными инфекциями.
Костюм – одноразовый, то есть после того, как доктор посетил больных в боксе и провёл осмотр, он должен быть утилизирован специальным образом, у Карпинской ЦГБ есть договор с лицензированной фирмой. Аналогичные костюмы при посещении пациентов надевают медсёстры и санитарки. Стоимость одного комплекта – 700 рублей. Нетрудно посчитать, сколько средств необходимо только для приобретения спецодежды.
Каждый день Эльмира Рафиковна осматривает пациентов своего отделения, делает назначения. Затем она отправляется к тем гражданам, которые сейчас помещены в боксы для наблюдения. Выслушивает жалобы пациентов, осматривает, проводит опрос. Люди полностью изолированы от внешнего мира, даже еда в бокс подаётся через специальное окно.
Ведут себя помещенные под обсервацию граждане по-разному. Некоторые понимают необходимость и оправданность мер предосторожности. Другие почему-то уверены, что они лучше врачей, эпидемиологов и специалистов Роспотребнадзора знают, что и как должно делаться. Бывает, даже хамят персоналу, требуют выпустить и снимают действия медработников на телефон. Вот и двое жителей Краснотурьинска, находившихся в обсервации, демонстрировали, скажем так, недостаток воспитанности. Бог, конечно, судья этим доморощенным «блогерам».
А давайте на минуту представим, что у этих мужчин обнаружился бы коронавирус… И тогда их судьба целиком бы зависела от врачей. К сожалению, в последние годы люди почему-то стали считать, что не надо с уважением относиться к тем, от кого зависит наше всеобщее будущее – врачам, учителям…
Здоровье же пациентов инфекционного отделения Карпинской ЦГБ доверено очаровательной женщине – Эльмире Зайнетдиновой, пожелаем ей и её коллегам благодарных пациентов.
– А вы не боитесь? Ведь точно также вы зайдёте в бокс и к пациенту, у которого на самом деле опасное заболевание? – спрашиваем у доктора.
– Коронавирус – обыкновенный вирус, который почему-то прицепился к европейцам, наверное, потому что они плохо вакцинируются, у них иммунитет на низком уровне. Кроме того, в Европе тепло, из-за чего даже ОРВИ не бывает. Врачи же в Европе узкоспециализированные. А у нас доктора какие? Разнопрофильные. Там же медики просто растерялись, потому что многого не умеют, знания ограниченные, сосредоточены только в одной какой-то области. В этой области врач, может, и отличный специалист, но этого оказалось недостаточно.
Аптека… в 47 комнат
Да, зрение вас не подводит. Аптечные склады и производственные помещения аптеки Карпинской ЦГБ занимают 47 комнат. В год на приобретение препаратов, средств защиты, дезинфицирующих средств и много другого больница тратит 20 миллионов рублей.
– Хотелось бы, конечно, тратить 40 миллионов, – улыбаясь, говорит заведующая этим обширным хозяйством Елена Владимировна Старцева, ведя корреспондентов «КР» по лабиринту комнат.
Везде – полки, шкафы, стеллажи, холодильники, коробки и т.д. В некоторых местах коробки стоят выше человеческого роста. В них лекарства, перчатки, маски, защитные костюмы, растворы, препараты, которые надо хранить при определённой температуре.
– Здесь у нас костюмы противочумные для работы в стационарных условиях, – показывает Елена Владимировна. – Здесь костюмы для работы в полевых условиях (в комплект входят резиновые сапоги), такие могут выдаваться сотрудникам скорой помощи. Вот халаты, маски...
– Дефицит сейчас.
– Так и есть. Здесь у нас дезинфицирующие средства. Обычно такого запаса хватает на полгода. Антисептиков у нас достаточно, самых разных. Тут у нас антибиотики, противовирусные препараты, – продолжает зав аптекой.
Кстати, у Карпинской больницы есть соответствующая лицензия, поэтому специалисты-фармацевты могут и самостоятельно изготавливать лекарственные средства, мази и прочее.
Вот мы добираемся до рулонов марли – её 6 тысяч метров. Из неё сейчас шьются многоразовые маски, поскольку больница (несмотря на стратегические запасы) решила поэкономить одноразовые. В медучреждении на полставки работает швея, обычно этот сотрудник отвечает за постельное бельё, «рукава» для эндоскопического оборудования, халаты и другие мягкие материалы, теперь вот довелось шить и маски.
– С персоналом больницы проводилась учёба, запас лекарств и расходных материалов есть, мы готовы, насколько это возможно, – подводит итог Евгений Штах.