Новость о том, что бывший кинотеатр «Урал» снесут, горожане обсуждают активно. «Сохранить культурное наследие», – призывают одни, «Давно пора», – считают другие
О том, что собственник здания бывшего кинотеатра «Урал» предприниматель Владимир Кутовец планирует его снести и построить на этом месте торговый центр, Глава Карпинска Андрей Клопов сказал на торжественном мероприятии, приуроченном к реализации второго этапа благоустройства Комсомольского парка.
Раз заявление прозвучало публично и было озвучено в СМИ, то, естественно, карпинцы стали обсуждать эту новость весьма активно. В соцсетях развернулись дискуссии. Мнения, как часто бывает, разделились. Кто-то ратовал за сохранение здания, считая, что «Урал» – культурное наследие (кстати, это не так, здание кинотеатра – обычная типовая постройка и не относится к памятникам архитектуры, тут скорее надо говорить, что кинотеатр - городская достопримечательность и у многих жителей связано с ним немало добрых воспоминаний), кто-то сетовал, что сходить с детьми или друзьями почти некуда, при том что торговых центров в городе достаточно, а вот третьи призывали вернуть «Уралу» его прежнее назначение и показывать там кино.
Конечно, никто, в том числе и городская власть, не может диктовать предпринимателю и собственнику, что ему делать со своим имуществом и какое направление бизнеса развивать. Думаем, что Владимир Михайлович, как опытный бизнесмен, учтёт все варианты: и арендаторов не обидит (вовремя предупредит о своих планах) и возможность организовать в торговом центре что-то для проведения досуга (кафе, игровые комнаты и даже мини-кинозал) рассмотрит.
Важнейшее искусство
Начнем с истории. В СССР кино, как и поэты, было больше, чем кино. К концу 70-х годов 20-го века количество посещений кинотеатров на душу населения составляло свыше 19 раз в год (то есть люди ходили в кино чаще, чем раз в месяц).
Виктор Иванович Дёмин, Почетный кинематографист России и предпоследний директор кинотеатра «Урал», вспоминает, что в годы расцвета кинематографа в Карпинске кино можно было посмотреть практически в любом районе города: функционировало 10 киноустановок: в посёлках Княсьпа, Сосновка, Ворошиловский и других были клубы, где была возможность показывать фильмы. В Шомпе даже включали звонок, чтобы жители знали, что можно идти на киносеанс. Работали клубы строителей и железнодорожников, «Горняк», ДКУ, тот же «Урал».
Ох уж эти места для поцелуев на последнем ряду… По понедельникам в 21.00 возле «Урала» собиралась, как сейчас бы сказали, тусовка. Приходила молодёжь, билеты покупали заранее. Для молодых карпинцев в 70-80-х и начала 90-х годов расписание светской жизни составлялось просто: в выходные – на танцы и дискотеку, в понедельник-вторник – в кино.
Прокат в Советском Союзе приносил немалый доход, киноиндустрия была делом государственным. Билеты стоили от 10 копеек на утренний сеанс, до 70 копеек на вечерний и 1 рубль 20 копеек на широкоэкранный или, так называемый, двухсерийный фильм – ленту, продолжительностью в два и более часа. Были и удлинённые сеансы, когда перед фильмом художественным показывали фильм документальный или выпуск киножурналов «Фитиль» или «Хочу всё знать».
Киноиндустрия страны в год выдавала до 150 фильмов, около 100 кинолент закупались за рубежом. На территории СССР работало немало киностудий. Выбор фильмов был довольно широк. Появилась плеяда талантливых режиссёров, имена советских актёров знало все население страны.
Действовала и цензура: с момента утверждения сценария и до финишного просмотра готового фильма. Применялись разные методы воздействия: урезание бюджета, вызовы на ковёр, давление на режиссёра и т.д. В иностранных фильмах беспощадно вырезалось всё, что на взгляд цензора, что шло вразрез с советской идеологией. Фильм мог лишиться целых эпизодов.
80-е годы прошлого века считаются самыми плодотворными в истории советского кино, жанровое разнообразие – от комедий до фильмов-катастроф – и широкая тематика игровых и документальных фильмов позволило выйти советскому кинематографу на мировой уровень.
А потом… Кино кончилось.
«Он не любил синематограф»
Лилия Рудольфовна Фадеева, Почетный кинематографист России, отличник кинематографии СССР и последний директор «Урала», говорит, что ей для руководства кинотеатром достался самый неприятный период – годы развала кинопроката. Директором Лилия Рудольфовна стала 1 января 1995 года. Как раз незадолго до этого кинотеатр отдали в ведение города и перевели на хозрасчёт.
– Раньше только «Мосфильм» выпускал по 150 фильмов в год, а в 90-е – в лучшем случае три, – вспоминает Лилия Фадеева. – Билеты стали дороже, кино стало коммерческим, а не государственным. Долгое время мы работали со старыми фильмами. Ведь помните, как это было? Кино несло воспитательную функцию. Были образовательные ленты, ставили картины по классике, снимали фильмы об исторических личностях.
Конечно и в Советском Союзе был план по посещениям кинотеатров зрителями. Его выполнению способствовали разными способами. Например, организовывали походы в кино группами – школьными классами, отрядами в оздоровительных лагерях и т.д. Как говорит Лилия Рудольфовна, в помощь образовательным программам в кино демонстрировалось немало фильмов. Кинотеатр работал и с общеообразовательными школами и со школой музыкальной, показывали ребятам исторические фильмы или киноленты про тех же композиторов. Но как долго можно было «выезжать» на старом материале, если на смену не было нового?
– Киноленты изнашивались, их списывали, а брать в прокат было нечего, – говорит Лилия Фадеева. – Стали брать то, что есть, порой откровенный хлам. Было стыдно работать…
В советские годы система работала следующим образом: в Свердловске была центральная для региона «контора» кинопроката, которая занималась закупкой фильмов. Работали отделения, которые распределяли картины по кинотеатрам. Готовился репертуарный план. Ленты доставлялись в города, шли в кинотеатрах по утвержденному плану. Учреждения готовили отчёты о посещаемости, о продаже билетов. Плата за кинопрокат была вполне доступной. Организация «Киноремснаб» в плановом режиме занималась ремонтом киноаппаратуры – как текущим (раз в год), так и капитальным. Информация о фильмах размещалась на уличных стендах, рекламу давали в газеты, в кинотеатры приходила специальная литература, по которой можно было написать анонс кинокартины.
– Последним фильмом, по которому отработали как положено, был «Ширли-мырли», – вспоминает Лилия Рудольфовна. – И рекламу дали, составили описание фильма, разместили афиши на предприятиях города, провели творческий вечер, посвящённый Владимиру Меньшову. При этом зал был заполнен наполовину.
Как говорит Лилия Рудольфовна (а она работала не только в Карпинске, но и в крупном кинотеатре в Казахстане), в советские годы проводилось немало мероприятий, призванных увлечь зрителя – выступали кинокритики с лекциями, проводились встречи с режиссёрами и актёрами, устраивались творческие вечера. Организовывалась и продажа абонементов, например, на 10 посещений кинотеатра в год.
В 90-е, когда свои фильмы почти перестали снимать, а на качественные импортные не было средств, закупалось то, на что хватало денег. Государство самоустранилось из киноиндустрии, пришли частники.
Уже в конце 80-х получило распространение такое явление, как видеозал. Помните, как люди приходили в маленькие помещения посмотреть… телевизор? Фильмы показывались с редких для того времени видеомагнитофонов, популярны были видеокассеты. Стоил этот просмотр довольно-таки дорого – по рублю, а то и больше. Качество же частенько оставляло желать лучшего. Ох уж эти переводчики с гнусавыми голосами…
– «Урал» могли закрыть на 10 лет раньше. Он столько продержался благодаря решению Ольги Константиновны Полянской, возглавлявшей тогда отдел культуры, – рассказывает Лилия Фадеева. – Она уже тогда предупреждала, что кино в одиночку не выживет, потому в «Урале» устроили Центр кино и досуга. Помимо демонстрации фильмов, в зале проводились мероприятия для ветеранов, детей, различные собрания.
Пришлось «пустить» и торговлю. По-другому было не выжить. Вспомните, как во многих городах повсеместно закрывались кинотеатры, некоторые сносились, другие переоборудовались под магазины, автосалоны и прочее. В «Урале» средства, вырученные от аренды мест под торговлю, направляли на доплату работникам, делали ремонт – бюджет тогда сильно помочь очагам культуры не мог, вот и приходилось зарабатывать деньги самим, чтобы починить теплотрассу или водопровод. Как говорит Лилия Рудольфовна, даже бумагу и ручки закупали на средства, вырученные от аренды. А вот свою прямую функцию кинотеатр «Урал» уже не особо и выполнял…
Появилась и другая проблема – как рассчитаться с кинопрокатом, куда перечислялись деньги согласно проданным билетам. В кино в то время мало кто ходил.
– Доходило до абсурда, – сетует директор «Урала», – мы покупали билеты на деньги, вырученные от аренды, чтобы оправдать кинопрокат.
Казалось бы, новую жизнь «Урал» обрёл, когда им занялся предприниматель Эдуард Гахария. Но, как вспоминает Лилия Рудольфовна, слишком большими были счета за тепло и электричество, даже на рекламу средств не хватало, а куда без неё. Пришлось сделать дорогие билеты, в залах появились признаки современности – попкорн и кола. Но и это не помогло. Кинотеатр стал работать в убыток.
31 марта 2004 года Лилия Рудольфовна Фадеева была уволена. В связи с ликвидацией учреждения.
«Занимаюсь этим, потому что люблю кино»
У предпринимателя Эдуарда Гахарии имеются два кинотеатра – в Краснотурьинске (два зала) и «Юбилейный» в Серове (три зала). Он уже 17 лет занимается кино-бизнесом, и, как сам говорит, ни разу за это время не был в отпуске.
– И всё время за что-то должен. Кинотеатр – это ведь не магазин, куда люди обязательно придут, – говорит Эдуард Мерехович. – Здесь всё не просто.
Эдуард признается, что с детства любит кино, не пропустил ни одного фильма в том же «Урале», потому и занялся кинопрокатом. Он пытался сохранить кинотеатр в Карпинске, но вынужден был закрыть его, поскольку тот, «как якорь, утащил бы на дно». Опытный предприниматель считает, что кинотеатр в маленьком городе как бизнес-модель не работает. А сам он всегда был ориентирован на максимальный результат – надо делать отлично или не делать вообще.
– У каждого фильма есть хозяин, – открывает секреты «кухни» Эдуард Мерехович. – Компании-дистрибьюторы покупают фильмы у киностудий. Затем пакеты представляют на рынок. Есть плата за демонстрацию фильма, она составляет от 20 до 50 тысяч рублей. Если кинотеатру остаётся хотя бы 20% от заработанных на фильме средств, это очень хорошо.
Как поясняет Эдуард Гахария, помимо расходов на сами фильмы, есть ещё арендная плата, коммунальные платежи, зарплата сотрудникам, время от времени нужно делать ремонт, приобретать кресла и оборудование. Периодически выходит из строя аппаратура, и её ремонт влетает в копеечку. Например, лампа в кинопроекторе, которая стоит 100 тысяч рублей, рассчитана на определенное количество часов работы, а потом требует замены. Это сколько же билетов надо продать, чтобы такую лампу приобрести? Вот потому самому Эдуарду Мереховичу приходится работать и за инженера, и за уборщика, и билеты продавать. Расходы кинотеатр несёт большие, и они постоянные. Предприниматель также должен платить государству налоги и делать перечисления в различные фонды. А вот как обстоят дела с доходами?
– Лето – просто ужасное для кино время, зрителей почти нет, – рассказывает Эдуард Гахария. – В другое время? Вы поймите, что зрители идут в кино на событие – блокбастер. В этом году таких громких премьер почти не было. За последние годы кинотеатров закрылось гораздо больше, чем открылось. Вспомните историю с банкротством одной из крупнейших в России сетей кинотеатров «Люксор», которая задолжала своим контрагентам более 170 миллионов рублей. Экономическая ситуация в отрасли ухудшается.
Как признается Эдуард, свою негативную лепту вносят судебные разбирательства кинопрокатчиков с Российским авторским обществом (РАО). Минкульт тоже не способствует росту доходов кинотеатров, вмешиваясь в прокат и перенося даты премьер зарубежных фильмов. А кто пойдёт на фильм или мультик спустя какое-то время после официальной премьеры, если к тому времени многие уже посмотрели его в Интернете?
Финансовые проблемы преследуют даже крупных игроков рынка киноиндустрии. Что же говорить о кинотеатрах в маленьких городах? Выжить, как полагает Эдуард Мерехович, небольшой кинотеатр может только благодаря каким-либо дотациям. Но вряд ли государство будет дотировать коммерческое кино – на первом плане социалка.
– Все чаще думаю, что надо завязывать с этим бизнесом и уходить, – признаётся Эдуард Гахария. – Перед глазами невольно встает картина, как львы догоняют антилопу и съедают ее. Это печально. Но такова реальность.
Возвращение «Родины»
25 октября в Серове после ремонта был открыт обновленный кинозал в Центре досуга «Родина». Само здание кинотеатра было построено и открыто еще в 1962 году. В свое время это был самый большой кинотеатр в Серове. С 2000 года «Родина» работала в качестве Центра досуга: там проводились детские развлекательные программы, устраивались городские праздники и разные мероприятия.
Чтобы вернуть «Родине» «историческое» значение, муниципальное учреждение, в чьем ведении находится здание, получило грант в 5 миллионов от Фонда кино. На эти деньги в здании был установлен 13-метровый экран, с функцией просмотра фильмов в 3D, подсветка в зоне, где расположены мягкие диваны (в кинозале есть обычные кресла и зона с диванами, где могут расположиться семьи или парочки). Зал рассчитан на 405 посадочных мест. Как сообщают серовские СМИ, в кинозале за счёт средств местного бюджета в помещении были проведены ремонтные работы и оборудована система отопления. Затраты составили более 7 млн. рублей. Кроме того, Серовский завод ферросплавов оказал спонсорскую поддержку в приобретении кресел.
На открытии кинотеатра побывал карпинец Виктор Дёмин, и он поделился впечатлениями с «Карпинским рабочим».
– Самые дорогие билеты стоят до 230 рублей на сеансы в вечернее время, кресла удобные, – шутя начал рассказ Виктор Иванович. – Грант Фонда кино в 5 миллионов пошёл на приобретение оборудования, его монтаж. На бюджетные средства отремонтировали зал и фойе, сделали гардероб. В кинозале установлены видеокамеры, таким образом можно отслеживать посещаемость сеансов. Продажа билетов ведётся через онлайн-кассу, сведения о продажах поступают в Фонд кино, так что зритель без билета на сеанс пробраться не сможет.
Как поделился Виктор Демин, в день открытия основной проблемой как раз стала онлайн-продажа. Перед кассой образовалась очередь, некоторые зрители попали в зал спустя 15-20 минут после начала сеанса. «Надеюсь эта проблема будет устранена», – выразил он надежду.
Для первых зрителей обновленной «Родины» показывали фильм «Несокрушимый» про подвиг танкистов в годы Великой Отечественной войны. В церемонии открытия принял участие актёр Сергей Горобченко, исполняющий роль радиста Кротова в этом фильме. Актёр отметил, что живым примером героизма и источником знаний о том, как происходили военные действия, является его дед Пётр Горобченко.
В Серов прибыл и заместитель министра культуры Свердловской области Сергей Радченко. «Когда открываются кинозалы, наверное, каждый задает себе вопрос: «А есть ли в этом смысл?» Сейчас век Интернета, когда можно скачать любой фильм, даже до его премьеры. Зачем приходить в кинозал? Мы очень быстро находим ответ – это то, что нас объединяет. Это возможность жить чувствами, радоваться вместе большими сообществами, пугаться, удивляться. Это совместное проживание жизни делает нас сильнее», – обратился к собравшимся замминистра (цитируем серовские СМИ).
Одно из условий Фонда кино в случае предоставления гранта – 50% киносеансов обязательно должны быть отведены отечественным фильмам. На первый взгляд, это вроде и неплохо – поддержать отечественного производителя. Но тогда и производитель должен предложить зрителям качественный продукт.
С появлением «Родины» в Серов пришла конкуренция. Наверняка руководство обоих кинозалов задумается, какими способами привлечь зрителей, да и ценовую политику скорректируют. Но если раньше кинозрительского «пирога» едва хватало одному кинотеатру, то как его хватит на два? Выводы сделаем спустя время. Пока же обозначим преимущества залов: «Родина» находится в густонаселенном районе города, зато в «Юбилейном» одновременно работают три зала и выбор для зрителя, на какой фильм идти, больше.
Было дело
«Родина» – не первая попытка открыть в Серове кинотеатр на средства Фонда кино. В 2016 году в конкурсном отборе кинотеатров в малых и средних городах, число жителей в которых составляет до 500 тысяч человек, победила заявка на переоборудование здания, называемого в серовском народе «Кругляшка». Но открытия так и не случилось.
«Победитель конкурса на получение государственной субсидии для оборудования многозального кинотеатра, видимо, решил, что договор, обязательства которого определены законодательством, не более чем пустой звук, и попросту ничего делать не стал. Ни деньги отдавать, ни оборудование закупать», – писал об этом случае «Серовский рабочий». Конкурс тогда выиграла некая частная компания, вскоре загадочно исчезнувшая.
Уникальный случай?
Обсуждая тему об отсутствии в Карпинске кинотеатра, многие горожане приводили в пример Волчанск: вот там же есть кинотеатр, почему у нас нет? Действительно, в Волчанске кинозал есть.
Как рассказала директор волчанского Дворца культуры Римма Гараева, зал предназначен и для показа фильмов, и для проведения концертов, рассчитан на 150 мест. Этот киноконцертный зал был изначально запланирован в проекте здания ДК. В южной части Волчанска ранее располагался ДК угольщиков, который сгорел в 1997 году. И в этом районе города не осталось учреждений, куда могли бы ходить в кружки и заниматься ребятишки. Потому и было принято решение строить новый ДК. Деньги на приобретение оборудования для кинозала предусмотрели в местном бюджете.
– Посещаемость зависит от того, какой идет фильм, – говорит Римма Рифкатовна. – Мы стараемся, чтобы 80% занимали фильмы первого экрана, которые идут по всей стране. Стараемся держать и ценовую политику, не делать билеты дорогими.
Большие дистрибьюторы, как правило, не сотрудничают напрямую с маленькими кинозалами, у волчанского ДК заключён договор с областным фильмофондом. Как говорит директор ДК, на популярный фильм приходит много зрителей, на мультфильмы или детские фильмы организованно приезжают автобусами школьники даже из Карпинска. Но бывает и так, что на сеанс приходят по 2-3 зрителя.
Как признает Римма Гараева, частнику в чём-то сложнее вести дела. Как муниципальному учреждению, ДК выделяются субсидии из местного бюджета, а значит, зарплата сотрудников, которые задействованы в том числе и в кинозале, не привязана к прибыли кинотеатра. Проще содержать и обслуживать помещение, а также инженерные сети, ведь кинозал – часть Дворца культуры.
Цены на билеты
Краснотурьинск: взрослый – 350 руб., детский – 250 руб.
Волчанск:на утренние сеансы – 120-170 руб., на вечерние сеансы – 200-250 руб.;
Серов:«Юбилейный» – 250-350 руб.; «Родина»: на сеансы до 12.00 – 120/170 руб. (кресла/диваны); на дневные сеансы – 150/200 руб.; на сеансы с 18.00 – 180/230 руб.
Во все кинотеатры возможны групповые посещения.
Размышлизмы
Может ли кинотеатр в небольшом городе выжить и работать, не ставя своего владельца на грань разорения? «Нет, без дотаций никак», – считает Эдуард Гахария. «Кинозал надо приспособить для проведения и других мероприятий, а зрители должны согласиться, что билеты не могут быть дешёвыми», – говорит Лилия Фадеева. «Почему нет?» – заявляет Виктор Дёмин.
Порассуждаем на заданную тему. Если в советские времена люди ходили в кино не один раз в месяц, то как часто они делают это сейчас? Раз в месяц? В квартал? Только на громкие кинопремьеры? Вот те же горожане, что призывают сохранить кинотеатр «Урал» (хотя он уже много лет как не кинотеатр), готовы ли ходить в кино так часто, чтобы кинотеатру было на что существовать? И давайте не будем всерьёз обсуждать идею, что «нужно что-то делать не за деньги, а для людей», потому что кушать, как ни странно, хотят все. И вряд ли кто-то готов вложить миллионы, не рассчитывая на отдачу. Есть информация, что приглашали представителей московской фирмы, занимающейся киноделом. Они произвели расчёты и признали, что открывать кинотеатр в Карпинске – невыгодно.
Не случайно в этом материале мы привели примеры, как работают кинотеатры в соседних городах. Опыт коммерческого проекта в Карпинске не реализовался. «Повесить» расходы на местный бюджет? А город готов отказаться от других социальных проектов, чтобы содержать кинотеатр? В этом случае встанет извечный вопрос: у кого бюджетные деньги забрать, чтобы отдать кинотеатру? Не обновлять садики? Не ремонтировать дороги? Чем горожане готовы пожертвовать?
Остаётся третий вариант – предприниматель или муниципальное учреждение обратятся за поддержкой в Фонд кино. В этом случае все условия предоставления гранта придётся выполнять. У претендента на грант не должно быть задолженностей по налогам и иным обязательным платежам, в отношении него не проводится процедура ликвидации или банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном КоАП. Предъявляются требования к помещению кинотеатра, оно должно быть в собственности, в долгосрочной аренде или хозяйственном ведении и не находиться в объекте незавершенного строительства. Также грантсоискатель должен обладать опытом деятельности в сфере культуры или кинематографии не менее трёх лет. Для ведения деятельности в оборудованном кинотеатре заявитель должен зарегистрироваться в Единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о показах фильмов в кинозалах, а также предоставлять Фонду кино отчёты.
Есть требование и о 50-процентном прокате фильмов отечественного производства. Любители кино, вы готовы на постоянной основе посещать кинозал и оставлять кровно заработанные за просмотр порой довольно посредственных фильмов? А ведь многие специалисты кинобизнеса говорят, что главный доход кинотеатры получают от проката нашумевших фильмов иностранных. Но о том, что происходит с отечественной киноиндустрией, надо говорить отдельно (кстати, желающие высказать своё мнение, могут написать в «Карпинский рабочий»: karpinka@yandex.ru).
Может, есть и другой вариант, как в Карпинске организовать кинотеатр. Уважаемые читатели, если у вас есть идеи – спешите поделиться ими со всеми и напишите об этом в «Карпинский рабочий».