Периодически некоторые жители города задают вопрос: почему не вступила в строй станция очистки воды, построенная в 2015 году? Чтобы поставить точку в этой истории, попытались разобраться, для чего в своё время строилась станция, почему не была запущена в работу и возможен ли этот запуск в будущем.
Станция, куда журналисты «КР» прибыли в сопровождения директора МУП «Ресурс» Дмитрия Другова, производит впечатление. Корпус сверкает новыми пластиковыми окнами, на стенах и полу – керамическая плитка, оборудование блестит. Кажется, что стоит щелкнуть рубильником – и всё заработает, завертится…
– Считали однажды, сколько нужно реагентов для работы станции – соды, извести, хлора, песка – получается, что 18 вагонов в год, целый состав, – рассказывают работники «Ресурса». – Для хранения должны быть задействованы складские помещения. У станции своя газовая котельная, значит, будут расходы и за газ.
– Чтобы провести пуско-наладочные работы, потребуется дополнительно 25 миллионов рублей в ценах 2012 года, – уточняет Дмитрий Другов. – Для обслуживания станции и комплекса СВДУ потребуется 24 человека персонала, сейчас все объекты обслуживают 10 человек.
Дмитрий Валерьевич приводит данные проектной документации по расходу реагентов. Цифры впечатляющие. Только хлора для дезинфекции водопроводной системы потребуется 1600 тонн в год, при том что сейчас для хлорирования питьевой воды уходит 6 тонн реагента в год. Это обходится в 500 тысяч рублей. Нетрудно посчитать, что количество хлора, требуемого для новой станции, будет стоить более 100 млн. рублей. Помимо хлора, станции также требуется: извести – 285 тонн в год, технической соды – 654 т/год, коагулянта железный купорос – 134 т/год, флокулянта «Праестол» – 2,55 т/год. Расходы немалые. Все эти затраты (а также на газ для котельной и прочее) в случае запуска станции лягут в обоснование тарифа, а для потребителей цена на воду вырастет в разы.
Напомним, что в 2004-2005 годах было начато строительство станции очистки питьевой воды на северо-восточном водозаборном дренажном узле за счёт средств федерального бюджета на ликвидацию ДОАО «Разрез «Южный». Такое решение в своё время было принято на совещании, которое провёл первый заместитель председателя Правительства Свердловской области Владимир Молчанов. В работе совещания приняли участие министр природных ресурсов Свердловской области Александр Ястребков, представители главного управления ГО и ЧС Свердловской области, Северного управленческого округа, ОАО «Уралгипрошахт».
Проект станции был разработан ОАО «Уралгипрошахт» и предусматривал строительство целого комплекса, который включал в себя станцию очистки, лабораторию, склады, резервуары, котельную, газопровод. Тогда же рассматривался альтернативный вариант питьевого водоснабжения города, который связан с освоением Каквинского месторождения питьевой воды, расположенного в 18 километрах.
За годы строительства в проект было вложено более 300 миллионов рублей из федерального бюджета. Строительство велось по программе закрытия предприятия угольной промышленности, следовательно, станцию по очистке строил не город, заказчиком выступило государственное предприятие «Росуголь». В то время разработчики учитывали, что разрез будет затоплен, а в нескольких километрах от него находятся скважины, из которых осуществляется водозабор. Авторы проекта рассмотрели все возможные сценарии развития событий. В том числе и такой, что вода из разреза может проникнуть в скважины. На такой случай и был разработан проект станции очистки.
Надо сказать, что этот пессимистичный сценарий не оправдался. Вода в разрезе и сейчас не имеет превышений по предельно допустимым показателям вредных элементов. Пробы воды из скважин берутся постоянно, и никаких отклонений нет. Уже когда объект только начинали строить, велись дискуссии о его необходимости, но станцию в итоге построили, вложив в проект большие деньги.
Если допустить, что станция будет запущена в работу, то вода для потребителей станет дороже. Готовы ли горожане к таким тратам?
Город также будет нести дополнительные затраты на содержание и эксплуатацию объекта. Есть ли в этом смысл? По большому счёту нет. Качество карпинской воды соответствует всем санитарным нормам, единственное нарекание – жёсткость. Но и станция не решит эту проблему, воду она не умягчит, станция предназначена для других целей.
Как рассказал Дмитрий Другов (именно МУП «Ресурс» является поставщиком питьевого водоснабжения), обеззараживание питьевой воды проводится при помощи хлорирования в хлораторной станции, расположенной на территории Северо-восточного дренажного узла (СВДУ г. Карпинска) в северной части города. Содержание остаточного хлора в питьевой воде соответствует требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению систем горячего водоснабжения» и находится в пределах 0,8-1,2 мг/л. Оператор хлораторной установки ежечасно осуществляет контроль за содержанием остаточного (связанного) хлора в питьевой воде путём отбора проб воды и проведением лабораторных испытаний. Данные вносятся в журнал учёта контролируемых параметров.
Дополнительно Дмитрий Валерьевич сообщил, что в МУП «Ресурс» имеется расширенная программа производственного контроля по исследованию качества питьевой, горячей и сточной вод на территории городского округа Карпинск, согласованная с Территориальным отделом Роспотребнадзора, согласно которой еженедельно производится отбор проб воды для проведения дальнейших исследований в санитарно-эпидемиологической лаборатории Краснотурьинска.
И если сейчас для обеззараживания воды применяется хлор, но в будущем от этого способа уйдут и будут применять для очистки воды другие реагенты. Проект такой уже есть, и дело за финансированием. И это будет дешевле, чем запускать в работу станцию.