Недавно в редакцию «КР» позвонила женщина и рассказала, что её внук по дороге в школу столкнулся со стаей бродячих собак. На помощь мальчику поспешила его мама – выскочила из дома, несмотря на высокую температуру. Сообщения об агрессивном поведении животных периодически поступают в редакцию. Вопиющие инциденты произошли в последнее время в других регионах страны.
О проблеме написал в своём аккаунте Instagram Губернатор Евгений Куйвашев: «Ситуация с бродячими собаками в регионе непростая. Только за последний месяц в городах было несколько десятков инцидентов с животными. В Цементном стая бегает прямо по двору школы, в Нижнем Тагиле собаки бросились на восьмилетнюю девочку и укусили её. На севере региона люди вообще боятся на улицу выходить!» Губернатор призвал глав городов принять меры к решению вопроса.
В «Карпинском рабочем» мы неоднократно рассказывали о положении дел в этой сфере, готовили репортажи из приютов Карпинска и Серова. За последнее время ситуация в лучшую сторону не изменилась, наоборот, карпинский приют вовсе закрылся. Поэтому так просто и в одночасье проблему с бродячими собаками не решить.
Согласно действующему законодательству, действует следующая схема обращения с бродячими собаками: отлов, содержание в приюте со стерилизацией, возвращение в среду обитания. Ликвидировать физически отловленных собак запрещено.
Что же делать? Приютов для собак, соответствующих предъявляемым нормативам, просто нет. Так уж сложилось, что большей частью имеющиеся приюты существуют благодаря усилиям волонтёров – людей, искренне любящих животных и готовых прийти им на помощь. Помогают волонтёрам такие же добровольные помощники, которые строят вольеры, приобретают материалы или провиант и т.д. Кто вправе обязать их пожизненно кормить и обихаживать отловленных животных? Никто. Это не выход.
Содержание постоянно пополняющегося поголовья собак любому приюту обходится недёшево, обычные добровольные пожертвования здесь не помогают, этой помощи порой просто недостаточно. А вот приютов, которые были бы построены и содержались на средства государства, пока нет, как нет целевых программ на их строительство и нет денежных средств на эти цели. Да и готовы ли налогоплательщики содержать приюты и оплачивать пожизненное содержание в них собак?
Не решается пока и вопрос привлечения к ответственности хозяев брошенных животных. Всем ведь понятно, что собаки не просто так оказались на улице, когда-то эти собаки или их предки были выброшены на улицу людьми. Поэтому можно долго размышлять на тему борьбы с агрессивными стаями, но, если не пресечь канал, через который эти стаи продолжают пополняться, вопрос останется нерешаемым.
Тем временем на сайте Госзакупок объявлен очередной тендер на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории городского округа Карпинск (очередной аукцион 4 февраля просто не состоялся). Цена контракта –
210 тысяч 570 рублей; электронный аукцион проводится путём снижения начальной суммы цен единиц оказываемых услуг, которая составляет 4090 рублей.
В аукционной документации есть ссылки на законы, которые регулируют процедуру отлова собак. Оговаривается, что в первую очередь вылавливают агрессивных собак, а вот повторно ловить животных стерилизованных и имеющих бирки запрещается (за исключением случаев, когда они ведут себя агрессивно). Недопустимым считается жестокое обращение с животным. Лица, осуществляющие отлов, обязаны вести видеозапись. Полученные видеозаписи приобщаются к акту отлова.
Животные без владельцев после отлова подлежат транспортировке и немедленной передаче в приют. Время транспортировки не должно превышать четырёх часов с момента отлова. Максимально допустимое расстояние транспортировки от места отлова до приюта не может превышать 500 км. Исполнитель в течение 24 часов с момента отлова обязан передать животных в приют. Содержание животных в местах и пунктах временного содержания, не являющихся приютами, не допускается.
Комментарий
Андрей Клопов,
Глава городского округа Карпинск:
– Проблема остаётся. Есть закон, который связывает нас по рукам и ногам. Думаю, сейчас у нас и проблемы с подрядчиками начнутся. Наш приют закрыт. Хорошо это или плохо? Может, и хорошо. Потому что у нас есть информация, что тех собак, которых привозили с других территорий, не вывозили в прежнюю среду обитания, а выпускали здесь, в нашем городе. А они ещё чудесным образом обладают репродуктивными функциями, хотя после пребывания в приюте этих функций должны быть лишены. И люди пишут об этом, многие замечают, что собаки приносят щенков, уже будучи с биркой в ухе. Почему? Что с ними делали в приюте? А ведь деньги-то кому-то заплачены за стерилизацию.
Мы можем про любителей животных говорить сколько угодно. Но мы не решим никогда эту проблему. Не решим вопрос безопасности наших детей, наших граждан.
Собак нужно ликвидировать и утилизировать, как это было раньше. Тогда было эффективно. Это позволяло регулировать численность бездомных животных. Были полномочия, были и механизмы.
Сегодня эти полномочия возложены на органы местного самоуправления, но нет механизма, как это делать. Могут мои слова не понравиться кому-то. Но какой другой выход из положения? Достучаться до сознания каждого, что не надо животных на улицу выпускать? Как выпускали, так и будут выпускать. Потому что за это пока законодатель никакой ответственности не предусмотрел.
Как на ситуацию влиять? Чтобы проводить все процедуры с бездомными животными в соответствии с теми требованиями, которые прописаны в законе, нужны приюты, которых нет. На их строительство необходимы многомиллионные траты. А сколько миллионов надо, чтобы потом приюты содержать? Это зарплата персонала, это электроэнергия и другие коммунальные ресурсы, корм для животных, ветеринарное сопровождение. Где эти деньги заложены? А проблема есть, и она никуда не девается, остаётся на территории, а самое главное – собак меньше не становится. Люди боятся за себя, боятся за детишек. И я их прекрасно понимаю.
Не так давно просматривал один из юридических ресурсов и увидел, что руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин после случая, когда девочку насмерть загрызли собаки, дал поручение своим специалистам разобраться не только с поведением местных властей, что они делали, чтобы этого не произошло, но и рассмотреть сам закон с точки зрения эффективности. Уже невооружённым глазом видно, что закон не работает.
Поэтому меры должны быть радикальными: нужен механизм – и мы наведём порядок. А если механизм будет эффективным – порядок наведём быстро. Стаи безнадзорных собак по улицам городов бегать перестанут.