В редакцию «Карпинского рабочего» пришло письмо:
«Я случайно увидела в интернете на dzen.ru статью под названием «Что исполнял лауреат Сталинской премии в Доме культуры угольщиков?» от 1 июля 2024 года. Меня зовут Дина Арнольдовна Азрикан – я дочь Арнольда Григорьевича Азрикана, о котором рассказывает статья. К сожалению, не указана фамилия автора статьи, а мне хотелось бы поблагодарить его за такое душевное изложение материала и прекрасные фотографии, сделанные в цвете. Также большой редкостью оказалась фотография Юлии Рейдер, профессора Одесской консерватории, в классе которой учился Арнольд Азрикан, и замечательное фото маститого Игоря Бэлзы.
Я очень тронута вашей памятью о творчестве моего отца в военном и послевоенном Свердловске, где я сама родилась. Театральные деятели давали много шефских концертов, отец пел в госпиталях, часто – в свердловском Доме индустрии, где размещался главный военный госпиталь. После войны продолжились поездки со спектаклями по области.
Спасибо всем вам за память. Очень прошу вас передать мою благодарность автору статьи».
С огромным удовольствием выполняем просьбу Дины Арнольдовны и передаём её благодарность автору публикации Алексею Павловичу Ябсу. Статья про Арнольда Григорьевича Азрикана была опубликована на его канале «Карпинск – назад в прошлое».
Алексей Павлович приглашает к сотрудничеству любителей истории: «Давайте отправимся в захватывающее путешествие во времени, чтобы раскрыть мотивы известных людей, посетивших Карпинск (в прошлом Богословский завод). Определим роль, которую они сыграли в истории. Приглашаю краеведов на площадку канала для сотрудничества!».
Наверняка вам, уважаемые читатели, будет интересно прочитать и ту статью, о которой идёт речь в письме Д.А. Азрикан.
Что исполнял лауреат Сталинской премии в Доме культуры угольщиков?
Арнольд Григорьевич Азрикан (1906-1976) родился в Одессе в семье столяра-краснодеревщика и был седьмым ребёнком в семье. Когда мальчику исполнилось 9 лет, отец тяжело заболел и вскоре умер, и семья осталась без кормильца. В возрасте 12 лет Арнольд начал работать сначала в ювелирной лавке, затем грузчиком в порту, по воскресеньям пел в церковном хоре. В 14 Арнольд лет поступил в балетный миманс, а затем в хор Оперного театра, где занимался вокалом с профессором консерватории Меннер-Каневской. Через год он был зачислен в консерваторию, которую окончил в классе прекрасного педагога Юлии Александровны Рейдер (1870-1941).
Педагог Юлия Александровна Рейдер – вторая справа. Одесса, 1916 г.
Арнольд обладал потрясающей памятью и моментально разучивал вокальные партии. Кроме красивого тенорового тембра у юноши был ещё и врождённый талант драматического актёра, который позволял певцу свободно двигаться по сцене, полностью вживаясь в образ своего героя.
В конце 1930 года Арнольд Азрикан был приглашён в труппу Харьковского театра оперы и балета, в то время – столичного театра Украины. Переехав в Харьков, певец не прекращал участвовать в спектаклях своего родного театра в Одессе. В 1934 году столица Украины была перенесена в Киев, и все ведущие артисты Харьковского оперного театра были приглашены на работу в оперный театр Киева. В 1939 году Азрикан получает звание заслуженного артиста Украины, а через год, в возрасте 34 лет, с успехом исполнил партию Отелло в одноимённой опере Верди, которая стала звёздной в его репертуаре.
Азрикан в роли Отелло.
В первый год войны Арнольд Азрикан потерял в Одессе всех своих родных и близких, всю войну провёл в составе фронтовых концертных бригад. В 1943 году он озвучил партию тенора в кинофильме «Воздушный извозчик», спев за кадром вместо киноартиста Григория Шпигеля. В фильме прозвучали ария Канио из оперы Леонкавалло «Паяцы», фрагмент арии Вакулы из оперы Чайковского «Черевички» и романс «Ноченька».
Азрикан в роли Хозе в опере Бизе «Кармен».
В 1944 году Азрикан прибыл в Свердловск (теперь Екатеринбург) в Театр оперы и балета имени Луначарского. Здесь 21 апреля 1945 года состоялась судьбоносная премьера спектакля «Отелло», в котором раскрылось замечательное вокальное и актёрское дарование Азрикана. Спектакль имел огромный успех и получил блестящий отзыв музыкального критика Игоря Фёдоровича Бэлза (1904-1994). В 1946 году постановщик, дирижёры и исполнители заглавных партий в спектакле были удостоены Сталинской премии второй степени.
Музыкальный критик Игорь Фёдорович Бэлза.
2 и 3 августа 1947 года в Доме культуры угольщиков (ДКУ), который являлся в то время центром культурной жизни города Карпинска, прошли спектакли Свердловского театра оперы и балета с участием 41-летнего лауреата Сталинской премии Арнольда Азрикана. Зрителям были представлены итальянские оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы» и Джакомо Пуччини «Тоска». Из старой части города зрители приезжали к парку ДКУ на новом трамвае, движение которого было открыто в мае 1946 года.
Парадная лестница Дома культуры угольщиков.
После Свердловска Арнольд Азрикан поставил «Отелло» как режиссёр в Куйбышеве (теперь Самара), Саратове, Баку, Кишинёве. И везде сам исполнял главную партию. В 1968 году он спел партию Отелло в последний раз. С 1964 по 1976 год певец преподавал вокальное мастерство в Кишинёвской консерватории.
Информация и фото блога А.П. Ябса «Карпинск – назад в прошлое». При подготовке материалы использовались источники: «Азрикан Дина и Дмитрий. Арнольд Азрикан: Романс для драматического тенора. – Хайленд Парк, Иллинойс. Дина и Дмитрий Азрикан», 2006 г.; «Карпинский рабочий» №79 / 1947 г. Фотографии улучшены при помощи нейросетей.