Эта тема для меня была сложной. Можно говорить о независимом местном самоуправлении, теоретически можно многое пообещать. Но сравнить муниципальные образования внутри Санкт-Петербурга с нашим Байкловским районом очень сложно. И то, и другое местное самоуправление. И особенно сложно вести речь о здравоохранении, образовании, культуре… И потому принимается решение о включении местного самоуправления в систему публичной власти. Такую поправку вносит лично Президент. На встречах мне часто задавали вопрос об этой поправке. Она небольшая, чтобы не перегружать Конституцию лишними подробностями. Впереди нас ждет Федеральный закон, и уже там мы можем предусмотреть особенности наших муниципалитетов. А пока знакомимся с включением местного самоуправления в систему публичной власти.
В статью 132 Конституции Российской Федерации внесено важное положение: провозглашается единство публичной власти. «Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».
Здесь отражено главное – необходимость слаженной работы в интересах народа всех элементов власти сверху донизу. Не секрет, что пока этому мешает правовой разрыв между государственным и муниципальным уровнями власти, существующая разделённость полномочий. На заседаниях рабочей группы по подготовке предложений в Конституцию Российской Федерации это обсуждалось, и у членов рабочей группы не было разногласий по поводу того, что общие для всех граждан права, свободы, возможности и гарантии в разных субъектах Федерации и муниципалитетах не должны обеспечиваться по-разному. Это несправедливо по отношению к человеку. Более того, это несёт угрозу нашему обществу и целостности страны.
Вызовы, с которыми столкнулась Россия, как раз требуют максимального единения, слаженной работы всех этажей власти — от Президента страны до городского округа и муниципального района. Все уровни публичной власти должны работать как единый механизм, без промедления решать общие задачи. Это хорошо понимается именно сейчас, когда мы столкнулись с коронавирусной угрозой.
В нескольких статьях новой редакции Конституции провозглашен принцип единства публичной власти. И хотелось бы отметить, что «публичная власть» – это не просто власть государства плюс местная. Это власть общества, осуществляемая в его интересах, под его контролем и по его запросу. Закрепление категории «публичная власть» в новой редакции Конституции видится важным и своевременным шагом.