Квитанции с красной полосой, по которой многократно повторяется слово «долг» приходят в квартиру дома № 32 по ул. Куйбышева регулярно. Отправители – «Расчетный центр Урала» и «Энергосбыт Плюс» – ежемесячно напоминают жильцам, что у них есть долги как за электроэнергию, так и за прочие услуги.
– Пришлось даже ящик почтовый вскрывать, поскольку квитанции уже не помещались в него, – рассказывает старшая по дому Татьяна Церенина. – Суммы долга довольно внушительные: за электроэнергию почти уже 100 тысяч рублей накопилось, в квитанциях «РЦ Урала» значатся 68 тысяч рублей. Непонятно только, с кого эти суммы пытаются взыскать? Один должник умер более 10 лет назад, через год ушла из жизни его супруга; другие– многодетная семья – переехали несколько лет назад и живут по другому адресу. А долги копятся, начисляются пени.
Татьяна Леонидовна рассказывает: «Обращалась и писала соответствующие заявления в «Энергосбыт» и УКХ не раз. Как меня выбрали старшей по дому, так и начала, раз жильцы дома доверили мне защиту своих интересов. Из-за этого факта на доме ведь долг числится».
История вопроса
Двухкомнатная квартира в доме по Куйбышева является собственностью муниципалитета и не раз меняла жильцов. Как следует из ответа на редакционный запрос от МКУ «Управление коммунального хозяйства» за подписью директора Владимира Никитина, в 2004 году договор социального найма заключался как раз с гражданином Н.С. Васильевым (позже скончавшимся) и его супругой, в 2010 году договор был заключен с многодетной семьёй С. (он действовал до 2013 года).
А в апреле 2017 года в МКУ «УКХ» поступила информация о снятии Васильева с регистрационного учёта и специалисты учреждения дали поручение ОАО «РЦ Урала» начислять плату за жилищно-коммунальные услуги на МКУ «УКХ». Тогда же в администрацию было направлено письмо о распределении пустующего помещения, и жилищная комиссия решила отдать квартиру нуждающимся гражданам, с которыми был заключен договор социального найма в октябре 2017 года.
Как сообщил Андрей Пикулёв, директор Серовского отделения ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», согласно данным, переданным ООО УК «Дом» по состоянию на 1 января 2015 года по этому адресу был открыт лицевой счёт на имя главы многодетной семьи С. И после обращения старшей по дому Татьяны Церениной в октябре 2015 года информация о нанимателе квартиры была уточнена в МКУ «УКХ» и данные нанимателя были изменены на Н.С. Васильева, который на тот момент являлся членом семьи по действующему договору социального найма.
Наверняка читатели этого редакционного материала обратили внимание на некоторые расхождения в информации УКХ и «Энергосбыта». Например, непонятно, почему уже почти 10 лет как покойный, гражданин Васильев в 2015 году вдруг стал членом семьи С. И с 2015 года именно он стал фигурировать в должниках, задолжав «за свет» весьма круглую сумму. Каким образом фамилия умершего человека вообще попала в «действующий договор социального найма», как это явствует из ответа директора компании?
История борьбы
Как сообщает руководитель МКУ «УКХ» Владимир Никитин, в учреждении ведётся реестр заключённых договоров социального найма, такие договоры заключаются в соответствии с решениями комиссии по жилищным вопросам при администрации города. В декабре 2013 года был заключён агентский договор с ОАО «Расчетный центр Урала». МКУ «УКХ» ежемесячно предоставляет в «РЦ Урала» сведения об изменениях в договорах соцнайма.
По состоянию на июнь 2018 года гражданин Н. Васильев и главы семьи С. не являются нанимателями квартиры дома по ул. Куйбышева, но, по данным «РЦ Урала», они оба являются должниками на момент снятия их с регистрационного учёта.
Как сообщает директор Серовского отделения «Энергосбыт Плюс» Андрей Пикулёв, в связи с наличием задолженности за электроэнергию в июле 2016 года в квартире было введено ограничение режима электроснабжения. А в апреле 2017 года договор на имя Н. Васильева (напомним, что на тот момент гражданин был мертв уже почти 10 лет как) был расторгнут в связи с расторжением договора социального найма.
Как утверждает Андрей Юрьевич, данные о смерти гражданина ЗАГСом в отдел «Энергосбыта» не предоставляются. Информацию о смене нанимателей жилых помещений по законодательству должны предоставлять сами собственники либо наниматели жилья.
«Энергосбыт Плюс» ведёт работу в отношении потребителей-должников, сюда входят рассылка писем, уведомлений и досудебных претензий, выезды на адреса должников для беседы, ежедневный обзвон, ежемесячное информирование о наличии задолженности и о предстоящем ограничении в квитанциях, введение ограничений режима электроснабжения, претензионно-исковая работа. В 2017 году в мировой суд Карпинска для получения исполнительных документов было направлено 315 дел на сумму более 6 миллионов рублей, а за 4 месяца 2018 года – 126 дел на сумму в 2,37 млн. рублей. За прошлый год 813 абонентов были отключены за долги от электроснабжения (их общая задолженность 9,282 млн. руб.), в году текущем отключили уже 546 абонентов (за ними числится долг в 7,6 млн. руб.).
История долгов
Цифры и результаты борьбы с должниками впечатляют. Но все же неясно, каким образом умерший должник не попал в поле зрения энергетиков. Квитанции на его имя продолжали приходить и в апреле 2018-го.
Как сообщает руководитель энергоснабжающей организации, на основании действующего законодательства «безнадёжными» долгами признаются те, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа. Также со ссылкой на закон, руководитель разъяснил, что списание долга, по которому истёк срок исковой давности, является правом, ане обязанностью кредитора.
Не хочется ёрничать, но другого предположения взыскать-таки коммунальщикам с него долги, как в случае зомби-апокалипсиса, не просматривается. И вернемся к тем 68 тысячам рублей, которые задолжала за жилищно-коммунальные услуги семья С. Квитанции от ОАО «Расчетный центр Урала» упорно приходят по адресу.
Между тем семья С. давно уже живет в частном доме и, конечно же, об обязательствах по оставленной квартире не вспоминает. В принципе, сумма и срок задолженности вполне позволяют коммунальщикам обратиться в суд и взыскать с должников эти средства. Вот только возникает закономерный интерес – а судебные документы тоже направят в квартиру по Куйбышева, где люди уже давно не живут, или все же по тому адресу, где они в настоящий момент зарегистрированы?
Как сообщает директор МКУ «УКХ» Владимир Никитин, всю претензионно-исковую работу по должникам ведёт «РЦ Урала», как и обращается с исковыми заявлениями в суд. Сейчас в адрес расчётного центра УКХ направлен запрос о количестве граждан, имеющих задолженность за наём жилых помещений перед муниципалитетом, и когда эта информация будет получена, еёпредоставят редакции. Подождём.
А пока сделаем некоторые выводы: умерший человек в течение прошедших лет вёл довольно активную «жизнь» – в должники попал, в договоре соцнайма с семьей, к которой он не имел никакого отношения, фигурировал; семья, задолжавшая за ЖКУ, живет себе по другому адресу и вряд ли придёт в дом за накопившейся там «почтой» в виде квитанций от коммунальщиков. Как назвать всё происходящее? К сожалению, часто употребляющимся для описания ситуации в сфере ЖКХ словом «бардак».