Самолёт, выполняющий рейс Екатеринбург – Тель-Авив, оторвался от земли уральской и понёс 240 пассажиров, среди которых и наша группа паломников, к Земле обетованной. Известные политические события последних недель – протестные демонстрации арабов в связи с тем, что Трамп объявил о переносе американского посольства в Иерусалим, - сильно сократили туристический поток. Зато те, кто не отказался от поездки, очень выиграли – беспорядков никаких не было, но не было и обычного для Рождественских праздников столпотворения. Надо сказать, что у меня если и присутствовало волнение перед поездкой, то совсем другого толка – ведь предстояло побывать в тех святых местах, по которым ходил Сам Спаситель…
Повезло, надо сказать, не только с тем, что наша группа была маленькая (всего пятнадцать человек – многие сдали путёвки), а значит, более мобильная, нам ещё достался очень толковый и в меру строгий гид, Денис, так что ни минутки зря не было потеряно. Прямо из аэропорта Бен Гурион утром 4 января едем на экскурсию – на гору Фавор, которую называют также горой Преображения Господня. Обратно едем мимо Галилейского моря, по пути окунулись в источники святой Марии Магдалины, рядом с которыми построен храм. Место очень красивое – это оазис в пустыне, с пышной тропической растительностью. Впечатляют оливы с толстыми, в два обхвата, стволами и узкими, видимо, для меньшего испарения, листочками. Деревьям этим тысячи лет, возможно, они были свидетелями того, как Спаситель изгонял здесь из Марии Магдалины семь бесов.
Впрочем, пустыня здесь это не совсем то, что мы себе обычно представляем, на самом деле это серые и жёлтые горы из известняка, местами – сглаженные, а где-то и обрывистые. Дороги идут зигзагом, иногда с таким крутым подъёмом, что кажется, если заглохнет мотор, тормоза не удержат – покатимся вниз. И города тоже на горах, узкие улочки с тесной, сплошной застройкой – две машины не всегда разъедутся. Арабы строят дома «на вырост»: женится сын – достраивают следующий этаж, поэтому по углам дома возвышаются балки – как минареты в мечетях.
Прежде чем попасть в первое для нас на земле Израиля пристанище на одну ночь – гостиницу в Назарете, побывали мы в городах Капернаум и Кана Галилейская. В Капернауме согласно Евангелиям проходила основная проповедническая деятельность Иисуса Христа, достопримечательностью города является очень красивая греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов, построенная уже в наше время. А город Кана известен тем, что Христос совершил там своё первое чудо – претворил воду в вино.
И вот мы в Назарете. Наслаждаемся комфортом и очень вкусной здоровой едой. Вид из гостиницы – на гору Свержения, где было совершено первое покушение на Христа со стороны иудеев, и на долину Армагеддон, согласно христианской эсхатологии – место последней битвы сил добра с силами зла в конце времён; видна также гора Фавор, где мы уже побывали.
На следующий день (уже из Вифлеема) едем на гору Искушений – 380 метров над уровнем моря. Почти у самой вершины к отвесному склону прилепился православный греческий монастырь. Приложились к камню, на котором сидел и молился Иисус Христос, находясь 40 дней в пустыне, перед тем, как выйти с проповедью к народу. Именно тогда искушал Его дьявол, предлагая превратить камни в хлебы, на что Христос сказал: «Не хлебом единым жив человек». В этом монастыре живут один-два монаха, которые, соблюдая обычай гостеприимства, угощали нас очень крепким, вкусным кофе в крошечных бумажных стаканчиках.
Путь наш пролегал по Иорданской пустыне, частью вдоль берега реки Иордан. Паломницы наши не преминули воспользоваться случаем совершить омовение всвященных водах и, увлёкшись, чуть было не нарушили границу с Иорданией, но были остановлены энергичными жестами и криками пограничников: «Мадам! Мадам!». Впрочем, местами границы здесь условны, и во время нашего путешествия даже Денис не всегда мог сказать, по какой земле мы едем – израильской или палестинской. К слову, все местные жители, независимо от вероисповедания, с приезжими очень дружелюбны, на нас поглядывали с интересом. Арабские дети на улице – только с матерями, девочки после 12 лет с непокрытой головой не ходят, одеты могут быть и в платье, и в обтягивающие джинсы, но голова обязательно замотана хиджабом.
В Иорданской пустыне находится также монастырь Саввы Освященного, куда женщин не пускают, так что внутрь зашёл единственный в нашей группе мужчина, а мы побродили по крутым горам рядом с монастырём. Очень интересно то, что именно Савва Освященный составил иерусалимский устав, по которому до сих пор служит Православная Церковь.
Конечно же, побывали мы и в Иерихоне. Благодаря источнику пророка Елисея (одному из самых чистых) этот город – прекрасный оазис среди Иудейской пустыни. Знаменит Иерихон и происшедшими здесь евангельскими событиями. Иерихон и окрестности вокруг него имеют особое значение – здесь пролегает дорога из Галлилеи в Иерусалим, по которой много раз проходил Христос. Во время Своего прохождения через этот город Господь даровал прозрение двум слепцам. Как повествует Евангелие от Луки (19.1-5): «Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его. Иисус, когда увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме…». Дом мытаря в Иерихоне находится на участке, принадлежащем Русской Духовной миссии, на подворье Горненского женского монастыря.
Приобрела Русская Духовная миссия и многие другие земли, в числе прочих – участок с дубом Мамврийским в Хевроне, где мы также побывали. На иконе Святой Троицы традиционно изображают Мамврийский дуб, в тени которого праотец Авраам устроил трапезу для Господа, явившегося ему в образе Трёх Путников. Невероятно, но это дерево дожило до наших дней.
И так повсюду на Святой земле – что ни место, то история, описанная в Ветхом Завете. Одно перечисление всех храмов и монастырей, где посчастливилось нам быть, заняло бы довольно много места, поэтому, пора «переехать» в Иерусалим, но расскажу ещё про Рождественскую службу. Гостиница наша в Вифлееме располагалась рядом с Храмом Рождества Христова, куда наш замечательный гид проводил нас за два дня до праздничной службы, и мы спокойно, без суеты смогли там осмотреться, помолиться, приложились к месту, где родился Христос – оно обозначено на полу звездой с 14-ю лучами. В ночь на Рождество Храм был заполнен православным народом, собравшимся со всех концов света: слышна была немецкая, греческая, сербская речь – все в праздничных одеждах. Особенно живописна группа эфиопских паломников: на женщинах очень красивые – белоснежные, расшитые яркими узорами, платья. Мы попросили их сфотографировать, и потом при встрече они нам улыбались и раскланивались. Боковые приделы храма находятся на реставрации, и люди в ожидании службы пристроились отдохнуть на строительные леса, часть паломников присели прямо на кафедру, застланную ковром с установленным на ней столиком с большим Евангелием и крестом – такая вольность у нас, в русских храмах, непозволительна. Патриарх Иерусалимский службу вёл на греческом языке, а когда совершался Крестный ход – в помещении храма, дорогу ему в толпе народа прокладывали два янычара, громко стуча палками с металлическими набалдашниками по каменному полу (там везде полы каменные, даже в гостиницах).
Утром 7 января поехали к Средиземному морю. В Иерусалиме пошли в храм Николая Угодника, где он много лет подвизался в пещере, где ни стоять, ни лежать былонельзя, можно только молиться на коленях, но не попали – греки спали после службы. Были в Яффе, в Лиде, в храме св. вмч. Георгия Победоносца. Вернувшись в Иерусалим, любовались великолепным видом ночного города со смотровой площадки.
Последние два дня на Земле Обетованной заняты были пешими экскурсиями. Через Кедронский поток (пересыхающее русло, поток только во время редких дождей – недели две в году) ходили на Елеонскую гору, к месту Вознесения Спасителя. У подножия – Гефсиманский сад, где Христос часто молился, и откуда, преданный Иудой, был уведён на казнь.
В Гефсиманском саду расположен Монастырь Святой Марии Магдалины, главным строением его является одноимённая церковь. Весьма интересна история, связанная с этим храмом. Церковь была построена в 18 веке императором Александром III в память о своей матери, русской православной императрицы Марии Александровны, и освящён в честь ее небесной покровительницы святой Марии Магдалины. Церковь построена из иерусалимского камня, а дерево и металл для строительства доставляли из России. Все расходы на строительство взяла на себя царская семья и в октябре 1888 года церковь была освящена.
На освящение были приглашены великие князья Сергей и Павел Александровичи, супруга князя Сергея Александровича, княгиня Елизавета Фёдоровна, отправилась в поездку с ними. Поражённая красотой храма, она произнесла: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Её словам суждено было сбыться.
В апреле 1918 года, вместе с другими членами царского дома, Елизавета Фёдоровна была вывезена в город Алапаевск, где вскоре была сброшена в шахту большевиками. Вместе с ней добровольно мученическую смерть приняла и её келейница инокиня Варвара. А в 1921 году оставшиеся нетленными святые мощи Елизаветы Фёдоровны и Варвары были перевезены в церковь Святой Марии Магдалины в Иерусалиме, претерпев долгое путешествие через Китай.
В Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, находится Гробница Богородицы, над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Надо сказать, что таким примерно образом построены все старинные храмы, и только новые – в привычном нам стиле, на возвышении.
Всё здесь дышит историей и пропитано святостью. Рассказ мой чувств, увы, не передаст. Могу лишь повторить то, что услышала сама пять лет назад от отца Ильи, вернувшегося из такой паломнической поездки: «Каждый должен здесь побывать». Тогда я лишь с грустью улыбнулась: «Разве что случится чудо». И вот случилось.
Однако пора прощаться с гостеприимной землёй Израиля. Проходим строгий таможенный контроль. Всё чётко, без задержек, и вдруг пять человек наших просят отойти в сторону. Ничего не понимая, мы какое-то время ждём, потом, чтобы им помочь, начинаем петь акафист Николаю Угоднику – покровителю путешествующих. На нас обращают внимание, впрочем, вполне благожелательное, а пограничник еврей, приоткрыв дверцу своей кабинки, показывает большой палец в знак одобрения и широко улыбается. Скоро их пропустили, ничего не объяснив. Пять часов приятного полёта – и мы в Кольцове, где не слышно уже ставшего привычным «excuseme» и кругом родные лица.
Но как же хочется вернуться в Землю Обетованную!
Рассказ Татьяны Жуковой записала Галина ВЕРХОВАЯ.