Поздравляю вас, дорогие читатели с наступившим Новым годом и со Святками. Святки, или Святые дни – это время празднования Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Эти дни длятся до Крещения Господня. Они предназначены для того, чтобы христиане могли поделиться радостью праздника Рождества. Христиане ходят друг другу в гости, поздравляют, стараются делать добрые дела.
Но ни в коем случае Святки – это не время для гадания. Гадание не совместимо с верой в Бога, т.к. гадая человек вступает в отношения с тёмной слой. Тем самым осознанно или неосознанно он отрекается от Бога и попадает в такую беду, последствия которой могут и не сразу, но скажутся в жизни человека. Не омрачайте радость праздника.
Также особое место в Святые дни занимает чтение святочных рассказов, которые повествуют как само событие Рождества Христа, так и чудеса в жизни многих людей, произошедших в эти удивительные дни.
А.Фет
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарён Марии лик.
Звёздный хор к иному хору
Слухом трепетным приник,
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.
Валентин Берестов
Перед Рождеством
«И зачем ты, мой глупый малыш,
Нос прижимая к стеклу,
Сидишь в темноте и глядишь
В пустую морозную мглу
Пойдем-ка со мною туда,
Где в комнате блещет звезда,
Где свечками яркими,
Шарами, подарками
Украшена елка в углу!» —
«Нет, скоро на небе зажжется звезда.
Она приведет этой ночью сюда,
как только родится Христос
(Да-да, прямо в эти места!
Да-да, прямо в этот мороз!),
Восточных царей, премудрых волхвов,
Чтоб славить младенца Христа.
И я уже видел в окно пастухов!
Я знаю, где хлев! Я знаю, где вол!
А ослик по улице нашей прошел!»
ПРИТЧА
О гордости
Много лет назад диавол решил продать все инструменты своего ремесла. Он аккуратно выставил их в стеклянной витрине на всеобщее обозрение. Что это была за коллекция! Здесь был блестящий кинжал Зависти, а рядом с ним красовался молот Гнева. На другой полке лежал лук Страсти, а рядом с ним живописно разместились отравленные стрелы Чревоугодия, Вожделения и Ревности.
На отдельном стенде был выставлен огромный набор сетей Лжи. Еще там были орудия Уныния, Сребролюбия и Ненависти. Все они были прекрасно представлены и снабжены ярлыками с названием и ценой.
А на самой красивой полке, отдельно ото всех остальных инструментов, лежал маленький, неказистый и довольно потрепанный на вид деревянный клинышек, на котором висел ярлык «Гордость». На удивление, цена этого инструмента была выше, чем всех остальных вместе взятых.
Один прохожий спросил диавола, почему он так дорого ценит этот странный клинышек, и он ответил:
- Я действительно ценю его выше всех, потому что это единственный инструмент в моем арсенале, на который я могу положиться, если все остальные окажутся бессильными.
И он с нежностью погладил деревянный клинышек.
- Если мне удается вбить этот клинышек в голову человека, — продолжал диавол, — он открывает двери и для всех остальных инструментов.
Святые месяцы
Память многих святых мы празднуем в этом месяце, но мне бы хотелось освятить день 25-й января или 12 января по старому стилю. Многим он известен как Татьянин день и считается этот день днём студента.
Житие Татьяны можно прочитать любом источнике в интернете или в библиотеке наших приходов. Но интересны вот какие вопросы.
Почему Татьянин день — праздник студентов?
Обычно на этот вопрос отвечают, что 12 января 1755 года (по старому – юлианскому – календарю) императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об основании Московского университета. Якобы друг Ломоносова Иван Иванович Шувалов, императрице сей указ предложивший, выбрал именно этот день потому, что мать его звали Татьяной. И вот логическая цепочка: день рождения Московского университета – соответственно Татианинский храм – соответственно главный российский вуз…
И Татиана, небесная покровительница всех российских студентов. В такой, казалось бы, очевидной версии есть очевидные натяжки.
Начать с того, что храм Мученицы Татианы был освящен в 1791 году, когда уже ни Елизаветы Петровны, ни Ломоносова, ни Шувалова в живых не было. И связывать освящение храма с датой 12 января, когда университет, собственно говоря, существовал еще только на бумаге, можно достаточно условно.
Естественно было бы посвятить университетский храм кому-либо из святых, связанных с ученой или богословской деятельностью. Тем не менее была выбрана мученица, о которой на самом деле мы знаем не так много: жила в Риме в III веке девица, была диакониссой – древний церковный чин, означавший милосердное или, как бы теперь сказали, социальное служение ближним. Исповедала себя христианкой и, претерпев страдания, приняла мученический венец.
Существуют ли некие сопряжения между Татианой и российским студенчеством? Или даже чуть шире – между Татианой и той частью русского общества, которое называли образованным сословием, а теперь – интеллигенцией. Во-первых, Татиана своей жизнью свидетельствовала единство слова и дела, далеко не всегда достигаемое образованными людьми. Татиана была, как мы знаем, девицей, явила в своей жизни добродетель чистоты и целомудрия. Если в душе твоей нет чистоты и стремления жить по правде Божией, то все твои проповеди и призывы к исправлению других будут тщетны. Наконец, еще одно важное обстоятельство: она сочетала со своими вероучительными убеждениями активную деятельную любовь к ближним. Тоже редкостная добродетель у людей, занятых науками.
И последнее. Был такой римский император Александр Север, можно сказать, религиозный глобалист той эпохи. Он собрал в Пантеоне изображения богов, которые чтились народами империи: поклоняйтесь кому хотите, но никого не считайте безусловно истинным. Настоящие христиане, среди них была и Татиана, не могли согласиться, что Христос – “один из”. Настаивание на исключительности вероучительной истинности, если оно не сочетается с любовью, становится фанатизмом, но у Татианы эта убежденность в истине Христовой была соединена с любовью к людям. Убежденность в истинности христианства, с одной стороны, и, с другой, отсутствие фанатизма – вот путь святости, который тоже столь важен сегодня.
Православный календарь: январь
2 января – праведника Иоанна Кронштадского, чудотворца
2 января – сщмч. Игнатия Богослова,
3 января – мц.Иулиании и с нею 500 мужей и 130 жен, в Никомидии пострадавших
4 января – вмц. Анастасии Узорешительницы
5 января – сщмч. Василия пресвитера и прмчч. Макария и Иоанна
6 января – пост. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).
7 января – Рождество Христово
9 января – Апостола первомученика и архидиакона Стефана
10 января – мчч. 20000, в Никомидии в церкви сожженныхи там же вне церкви пострадавших
11 января – 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных
12 января – свт. Макария, митр. Московского
14 января – Обрезание Господне
14 января – свт. Василия Великого, Св. Емилии, матери свт. Василия Великого
15 января – Преставление и второе обретение мощей прп. Серафима Саровского
18 января – Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)
19 января – Крещение Господне (Богоявление)
20 января – Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
22 января – свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца
23 января – свт.Феофана Затворника Вышенского
24 января – прп. Феодосия Великого, общих житий начальника
25 января – мц.Татианы
27 января – равноап. Нины, просветительницы Грузии
28 января – прпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника
29 января – блаж. Максима, иерея Тотемского
30 января –прп. Антония Великого
31 января – прпп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского